1000> во благо |
|
Самые активные пользователи | |
цветник |
|
| | 20 июля день Перуна | |
| | Автор | Сообщение |
---|
♥Воλчūцɑ♥ Сторож
Сообщения : 68082 Дата регистрации : 2014-04-19 Настроение : отличное Комментарии : Спасибо, жизнь-ты делаешь мудрее меня! Спасибо, враг-ты делаешь сильнее меня! Спасибо муза, что не покидаешь меня… Спасибо музыка,что снова ты играешь для меня…
| Тема: 20 июля день Перуна Чт 10 Июл - 18:22 | |
| У славян Перунов (Ильин) день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети. Помимо этого Ильин день считался профессиональным праздником воинов, охотников, пасечников, рыбаков, скорняков, портных; их сообщества проводили отдельные от всех обряды этого дня. Но поскольу профессиональное разделение человеческой деятельности появляется относительно поздно, и этому периоду предшествовало значительно более продолжительное время, когда каждый человек, независимо от пола и возраста, был по обстоятельствам и воином, и охотником, и скорняком, и рыбаком, – мы, чтя своих предков, можем отмечать этот день совместно.
2. «Громовое свято» это период, то есть несколько дней. Громовыми, дождливыми в народе слыли и 19 июля (Мокриды), и 22 июля (Мария Магдалина), и 24 июля (Борис и Глеб, Паликопна), и 27 июля (Палий). Поэтому лучшее время проведения праздника – четверг в последней декаде июля.
3. «Перун есть мног»; «Есть два ангела громнии … Перун и … Хорс» – сказано в древнерусских источниках, что означает наличие нескольких ипостасей Громовержца. Я предлагаю в Перунов день постараться почтить все его ипостаси, которые находят символическое выражение в многочисленных реалиях нашей жизни: Праздник должен происходить в дубовой роще или у старого дуба, на возвышенности, рядом с водой, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.
4. Специфика праздника заключается в магических действиях, повторяющих, объясняющих или подтверждающих наличие и деяния Громовержца, а именно: Громыхание различного вида, раскатистое, гулкое, отрывистое и т.п., производимое с помощью бочек, вёдер, барабанов, мечей, щитов, молота, цепа. Расплёскивание воды из бочек и вёдер на землю, обрызгивание девушек, если лето засушливое. И наоборот, если июль дождливый, пронос вёдер с водой, стараясь не расплескать, упор на огонь в ритуалах. Катание «громовых» колёс и бочек. Конные состязания. Световое шоу, искры, лучи. Возжигание и тушение огня водой. Имитация града – топтание ногами виртуального антагониста. Ряжение в волков, разыгрывание похищения «тёлок» «волками» и «охота» на хищников. После использования хлеба – собирание и подбрасывание крошек.
5. Ритуальный жест Перунова дня: руки на плечах крест-накрест («перекрестясь»), рот открыт – жест защиты от звуковой волны (раскатов грома), которой Перун проявляет своё присутствие.
6. К Перуну имеют отношение пчёлы, орлы, соколы и т.п. и, как ни странно, кукушки (у всех восточных славян считалось, что после Купалы кукушки перестают куковать и превращаются в ястреба или коршуна; также кукушки ассоциировались с вдовами, которых в древности было значительное количество).
Для проведения праздника необходимо иметь: Продукты: обрядовый хлеб «боговица», мёд (лучше в сотах и питьевой), горох (стручки, стебли и блюда из него), репу, мясо (баранина и курятина), рыбу, если есть – дичь. Растения: дуб, перуника (ирис), трава тархун (можно и напиток того же названия, как сделанный из растения Громовержца), трава грымотник (лапчатник прямостоящий), трава кукушкины слёзки, её корень. Орудия и оружие: серпы, молот, цеп, жернова, ножи, топоры, хлысты, мечи, луки, стрелы и т.п. Предметы быта: вёдра, бочки, колёса, коромысло. Охотничьи и рыбацкие трофеи: волчьи шкуры, кабаньи клыки, щучьи челюсти. Игрушки: воздушные змеи, различные ветряки, «летающие тарелки». Музыкальные инструменты: колокольчики, дудки, трубы, варганы, бубны, барабаны, трещотки, шаркунки. Источники света: факелы, фонари, лазеры, салют. Одежда, облачения: красные рубахи, волчьи шкуры, женщинам рогатые кички, красные платки и рушники с соответствующей вышивкой. Заговоры: на урожай; дождь (вызов или прекращение – по обстоятельствам); удачную охоту; военные (при необходимости); от пожара; града; болезней (в частности – от кровотечений и ран); на открытие кладов – не только сокровищ, но для нахождения того, что скрыто в Земле (для археологов или поисковиков, например).
Примерный уряд 1. На безопасном расстоянии от дуба чертится восьмилепестковая розетка («перуница») с приговором: Дуб железный есть первопосажен, на Силе Божьей стоит.
2. Проход участников сквозь «огонь, воду и медные трубы» (факелы, обрызгивание, под низкие звуки духовых инструментов, руки проходящих в ритуальном сложении) на место проведения обряда. В каждом «лепестке» возжигается огонь или свечи, желательно «громничные», освящённые на Громницы ( Стретенье). Круг участников за кострами вокруг дуба.
3. Слово волхва (жреца, урядника) о празднике. Выбор по обстоятельствам, какую ипостась Перуна будем чтить – Сухого или Мокрого. Желательно провести «ликбез» язычников, то есть явить народу не только своё личное отношение к Перуну, но и исторические сведения, а так же малоизвестные фольклорные данные, примерно так: Что мы знаем о Перуне от наших предков? – Рассказ или зачитывание участниками сведений по теме с ссылкой на источники (тексты в приложении). Сомневающимся в правомерности чтения на капище предлагаю обратить внимание на то, что слова «считать», «читать» и «почитать» имеют одну, причём общеславянскую основу (о сакрализации процесса чтения см.: Громов Д., Бычков А. Славянская руническая письменность. М., 2005. С. 94). Что говорят нам наши сердца о Перуне? Круговая чара (мёд) со славленьями.
4. Принесение треб на камень под дубом и огням (поливание мёдом, осыпание зерном и горохом, хлеб, мясо).
5. Обнос хлебом со словами: «На Громовое свято – новый хлеб!», под песню-величание Перуна (во время пения две опевальницы манипулируют серпами – с лязгом скрещивают их и т.п.).
6. Принесение личных треб огням. При необходимости – втыкание стрел вокруг дуба с просьбами о защите. Освящение личных металлических вещей (оберегов, оружия, украшений, ключей) на камне под дубом.
7. Круговой прокат колеса с помощью меча, стрелы или палки (раньше это умел делать любой мальчишка, сегодня следует сначала потренироваться) под шумовые эффекты (это действо можно провести на игрища в виде соревнования). Или прокат жернова (подходит даже цирковой номер «эквилибрист на одноколёсном велосипеде с литаврами»). Можно под стихи Асова: «…"Ты, оживляющий явленное, не прекращай Колёса вращать! Ты, кто вёл нас стезёю правой к битве и тризне великой!" О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы в войске Перуновом!..» Или под аутентичные приговоры: «Перун прикатил – до обеда лето, после обеда осень»; «Перун поворачивает на зиму, надевает первый из своих семи кожухов»; «Перун лето кончает, на Перуна вода стынет».
8. Проход к речке. «Перунов день – обливушки» – последнее купание. Треба Воде. Обрядовые действа, способствующие оздоровлению: трижды зачерпнуть воды (по течению, а не против!) и трижды умыться или окатиться, приговаривая: «Матушка Вода, обмываешь ты крутые берега, Жёлты пески, белы камушки, Своей быстриной, золотой струёй. Обмой ты нам тела бела, лица неговы, Смой укосы и призоры, Щипоты и ломоты, Скорби и болезни»; «Куда вода – туда хвороба! Перун ледку пустил, а мне здоровья!». Вытирание красными платами или расшитыми рукавами (оберег, руководят жрицы). Забор воды по течению в вёдра (ёмкости). Ритуальное верчение (или пронос) с коромыслом и полными вёдрами – гадание о погоде по количеству вылитой воды. При засухе – обряд «вождение Додолы» (девушка в костюме из зелени обливается водой). «До Перуна народ купается, после Перуна с рекой прощается». Прощание с рекой (знать название реки!). | |
| | | | 20 июля день Перуна | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |